+7 (8552) 53-07-07
Подарок Когогину от Минниханова: генералы машиностроения будут собираться в Челнах
Подарок Когогину от Минниханова: генералы машиностроения будут собираться в Челнах
02.10.2017

На празднике минпромторга белорусы пели и плясали, президент РТ хвалил «ПОЗиС» за успехи в конверсии, а шеф КАМАЗа вспоминал «запах стружки» День машиностроителя Татарстана в этом году впервые прошел в Набережных Челнах: накануне в Органном зале собрался цвет республиканской промышленности — гендиректора и ударники труда, поздравить которых лично приехал Рустам Минниханов. Он рассказал, что Путин одобрил внедрение камазовских электробусов в регионы и еще раз напомнил предприятиям ОПК: пора диверсифицироваться. Хедлайнером вечера корреспондент «БИЗНЕС Online» опознал Эльмиру Калимуллину, но с трудом: у нее не было сольного номера.

80 БЕЛОРУСОВ: «А НАС ПРИГЛАСИЛИ!»

Дождь не помешал президенту РТ Рустаму Минниханову обстоятельно пройтись по выставке автомобилей и тракторов татарстанского производства, которые накануне выстроились на площади у Органного зала Набережных Челнов. Впервые эту площадь, раз в год заполняемую «КАМАЗами» на годовщину производителя, заняли наряду с грузовиками легковушки от Ford-Sollers и тракторы «Беларус», собранные на ЕлАЗе, – День машиностроителя РТ в автограде отмечается в первый раз. С этого момента отраслевой праздник, традиционно организуемый минпромторгом РТ, переезжает в Челны на бессрочной основе.

Линейку моделей от каждого производителя сопровождали легкими презентациями не первые лица компаний – гендиректор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин, к примеру, вместе с мэром принимающего города Наилем Магдеевым составлял компанию президенту. Продукцию КАМАЗа показывал директор по развитию Ирек Гумеров – на этот раз, кстати, автомобиль Tesla, на котором временами красуется Когогин, подогнал к Органному залу именно он. Гумеров же демонстрировал и двигатель СП «Камминз Кама» в трех вариантах, крайняя модель которого сегодня комплектует елабужские тракторы. Любопытно, что именно «Беларусы» стали главными шоуменами выставки – они изобразили на отдельной площадке что-то вроде танца тракторов, который Минниханов тут же принялся снимать на телефон. Более того, из Беларуси прибыла в автоград внушительная делегация из 80 человек в одинаковых вышиванках, включая творческий коллектив, взявший на себя разогрев публики. Музыкальное сопровождение выставки было обильно разбавлено советскими записями белорусских ВИА – «Сябров» или «Песняров». Причину столь масштабного представительства на сравнительно скромном для международных отношений событии участники делегации от Минского тракторного завода объяснили «БИЗНЕС Online» предельно ясно: «А нас пригласили!» К этому объяснению пока можно добавить лишь, что Беларусь остается ведущим партнером Татарстана по количеству подписанных соглашений о сотрудничестве, которых насчитывается 21 штука.

Выставка продолжилась стендами промышленников и технических вузов в холле Органного зала: Зеленодольский завод имени Горького показал макет будущего пассажирского судна с двигателем на сжиженном природном газе, свои пять копеек внесли в программу «ПОЗиС», КМПО, КАПО имени Горбунова, «Интерскол», IT-парк, филиал КНИТУ-КАИ... Для президента маршрут окончился у письменного стола рядом со стендом Kuka Robotics Rus: здесь он засвидетельствовал подписание стратегического соглашения о сотрудничестве между компанией и ПАО «КАМАЗ». Обменявшись подписями с Когогиным, гендиректор Kuka Robotics Rus Дмитрий Капишников пояснил корреспонденту «БИЗНЕС Online», что вообще-то «КАМАЗ» и Kuka работают вместе уже около 40 лет, но теперь поставки промышленных роботов на автогигант приобретают новый характер.

«Сейчас в мире движется четвертая промышленная революция, и мы совместно со специалистами КАМАЗа хотим поднять уровень автоматизации заводов выше мирового стандарта. Об этом и соглашение. Наши роботы будут использоваться абсолютно на всех производствах КАМАЗа. Собственно, они уже там есть, мы 40 лет совместно работаем, но теперь выходим на несколько новый уровень. До сих пор мы работали на проектной основе: получаем проект – поставляем продукцию. Стратегическое партнерство означает, что КАМАЗ не только дает нам специальные условия, но и помогает разрабатывать современные технологии. Это будут роботы, специально разработанные под конкретные потребности камазовского производства», – пояснил Капишников.

«ПРЕДПРИЯТИЯМ ОПК СЛЕДУЕТ УВЕЛИЧИТЬ ВЫПУСК ГРАЖДАНСКОЙ ПРОДУКЦИИ...»

Зал встретил генералов и рядовых сотрудников почти всех представленных компаний впечатляющими декорациями. Несколько больших экранов, стационарные конструкции с объемными шестеренками, некоторые из которых даже крутились, были искусно подсвечены яркими и теплыми цветами. Тематически оформленными панелями была закрыта даже рампа, в целом оформление смотрелось глобально. Весь видеоконтент транслировался на два одинаковых фронтальных экрана, разнесенных всего на пару метров друг от друга – находка оригинальная, поскольку с практической точки зрения бессмысленна и в то же время соответствует современному клиповому монтажу в кинематографе. Продемонстрировав таким образом чисто эстетический подход к организации праздника, устроители не подкачали и со вступительным мини-фильмом. Озаглавив фильм слоганом «Искусство создавать», авторы провели визуальные параллели между творчеством и производством: ноги балерин сменялись на экранах технологическими танцами роботов-манипуляторов, движения кисти – фигурным сверлением... Затем солистка Органного зала Ильсияр Сулейманова исполнила что-то из Баха, и на этом лучшая часть концерта осталась позади.

Далее фантазии хватило на то, чтобы закольцевать поздравления VIP'ов, награждения ударников труда и выступления артистов в качестве музыкальных пауз для рутины официоза. Вечер был наполнен спичами, а наиболее узнаваемой звездой оказалась, пожалуй, Эльмира Калимуллина, да и та вышла лишь на финальную песню в составе солянки отработавших певцов. Также отличительной чертой мероприятия можно отметить четко выраженный курс на двуязычие: практически все песни, кроме одной авторской и советского хита «На Заречной улице», прозвучали на обоих государственных языках республики. Похоже, что на фоне острой «языковой проблемы» выход татарского языка в общественные пространства стартовал со всей возможной активностью, так как несколько песен определенно и написаны были ко вчерашнему поводу.

В прозе со сцены первым выступил президент – ему досталось награждать медалями ветеранов труда вне номинаций. «В текущем году мы впервые отмечаем этот праздник в городе Набережные Челны – центре машиностроения Татарстана. Уверен, это станет хорошей традицией, — пообещал президент. – В машиностроительный комплекс республики входит порядка 150 крупных и средних предприятий, на которых работают более 135 тысяч человек. За 8 месяцев текущего года объем выпуска продукции и услуг предприятий отрасли составил 290 миллиардов рублей. Это 108,3 процента к прошлому году».

Флагманом отрасли в республике Минниханов назвал КАМАЗ, перечислив приоритетные  проекты автогиганта: завод каркасов кабин к следующему году, серийное производство дизельных двигателей классов «Евро-5» и «Евро-6» также в 2018 году, вывод на рынок модельного ряда поколения К-5 и электробусов: «На прошлой неделе электробусы были представлены президенту страны и со следующего года начнут планомерно заменять общественный транспорт во многих городах России. Актуальным и востребованным проектом также является создание беспилотного микроэлектробуса „Шатл“».

Посвятив принимающей стороне большую долю внимания, остальным компаниям отрасли президент отвел по несколько слов. Так, он отметил, что в следующем году локализация Ford-Sollers преодолеет планку в 60% за счет открытия в ОЭЗ «Алабуга» сервисного металлоцентра. Казанский авиационный завод проводит коренное перевооружение КАПО имени Горбунова в рамках программы развития дальней авиации. Вертолетный завод начал серийное производство вертолетов МИ-38, в том числе на экспорт в Китай, а ЕлАЗ вывел в серию экскаваторы-погрузчики. Казанский медико-инструментальный завод в декабре откроет комплекс по стерилизации медицинских изделий. Чистопольский «Бетар» испытал и интегрировал в производство роботов-манипуляторов собственного изготовления. Зеленодольский судостроительный спустил на воду пассажирский теплоход А145, построенный для заказчика из ОАЭ.

«Наши машиностроители вносят достойный вклад в укрепление обороноспособности страны. В прошлом году предприятиями ОПК гособоронзаказ выполнен своевременно и в полном объеме. Вместе с тем мы пониманием, что ожидается снижение его объемов. Предприятиям ОПК следует увеличить выпуск конкурентной гражданской продукции», — наказал президент, образцом для подражания обозначив «ПОЗиС», где доля гражданской продукции составляет 56%, и это позволяет компании уже два года удерживать выручку на уровне 10 млрд рублей.

«МОЙ ПАПА БЫЛ ТОКАРЕМ...»

Следующим поздравлением заочно отметился министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров, а присутствующие спикеры в силу своей многочисленности после Минниханова выходили уже парами. В первую пару ожидаемо вошел Когогин, компанию которому составил президент ассоциации предприятий и промышленников РТ Александр Лаврентьев. Награждения продолжались уже по нескольким номинациям: «Трудовые династии», «Инженеры», «Руководители технических кружков и центров детского творчества», «Престиж рабочих профессий» (номинация для работников СМИ). Лаврентьеву с Когогиным достались трудовые династии, но перед этим президент АПП РТ душевно поздравил аудиторию, а генерал КАМАЗа поблагодарил Минниханова за переезд празднования Дня машиностроителя в Челны.

«Я вырос с запахом металлической стружки и с видом токарного станка. Мой папа был мастер – золотые руки, токарем, – логично было бы продолжить словами „а я директор корпорации“, но Когогин завершил мысль иначе. – До сих пор я уверен, что лучшая работа – это работа на заводе. Каждый человек труда выполняет что-то важное, но люди, работающие на заводе, создают нечто большее, чем просто продукция. Они создают традиции, именно на них держится развитие нашей страны». Номинантам-династиям достались холодильники от «ПОЗиСа».

Инженеров награждали Магдеев и министр промышленности и торговли РТ Альберт Каримов. Глава ведомства сообщил, что машиностроители республики ежегодно производят продукции на 400 млрд рублей, а этот год закончат «с хорошим приростом». Мэр словно перепутал День машиностроителя с днем рождения КАМАЗа, продекламировав оду бюджетообразующему предприятию Челнов. Депутаты – Альфия Когогина от Госдумы РФ и Рафис Бурганов от Госсовета РТ – тоже отделались воздушными миксами, едва не зарифмовав промышленную политику и доходную часть бюджета с пожеланиями крепкого здоровья, только Бурганов был более лаконичен. Изыски пришлись кстати, потому что награждению педагогов технических кружков предшествовала песня на стихи гендиректора «Гипронииавиапрома» Бориса Тихомирова о профессиональной взаимовыручке.

В том же духе и завершили вечер директор «ПОЗиСа» Радик Хасанов и замдиректора КВЗ Андрей Лазуткин, вновь и вновь напоминая, откуда берутся отечественные вертолеты и корабли и чьи зеленодольские холодильники украшают кухни. К словам многочисленных спикеров остается лишь добавить, что прощание конферансье с залом прозвучало хоть и внезапно, но вовремя, и что первый праздник машиностроителей в автограде получился вполне свойским, без варягов ТОСЭРа – тот же Haier с китайскими холодильниками если и присутствовал, то незримо. Об индустриализации принимающей территории опережающего развития в этот вечер вообще не вспоминали, чему можно предложить объяснение: градообразующий КАМАЗ и ТОСЭР с его миссией диверсификации – как однополярные полюса магнитов, и у них разные вечеринки.
Подробнее на «БИЗНЕС Online»