+7 (8552) 53-07-07
«За прошлые грехи наказывают так, что предприятия продают основные средства и уходят…»
«За прошлые грехи наказывают так, что предприятия продают основные средства и уходят…»
28.02.2019

На собрании Машиностроительного кластера РТ в Челнах неожиданно «выстрелила» тема грузоперевозчиков, попавших под каток уголовных дел.

В Набережных Челнах сегодня прошло отчетное мероприятие Машиностроительного кластера РТ, модерировать которое впервые приехала лично руководитель АИР Талия Минуллина. О том, кто из машиностроителей получил больше всех субсидий, чего от них хотят министерства и на какие нацпроекты ориентирует промышленников республика, — в репортаже «БИЗНЕС Online».

БЕРИТЕ ГОСПОДДЕРЖКУ, РАБОТАЙТЕ НА ЭКСПОРТ

Итоги работы машиностроительного кластера РТ за прошлый год признаны положительными — оценивала их сегодня на общем собрании предприятий-участников руководитель агентства инвестиционного развития РТ Талия Минуллина. Открывая собрание в инжиниринговом центре КФУ в Набережных Челнах, Минуллина записала в актив кластера обновленные мощности некоторых производств, суммы потраченных госсубсидий и получение некоторыми компаниями статусов резидентов набережночелнинского ТОСЭРа.

«Итоги работы в 2018 году у нас весьма неплохие, — заявила Минуллина. — Резидентами ТОСЭРа в Набережных Челнах стали три участника кластера. Это компании „Технолайн“, Набережночелнинская картонно-бумажная фабрика и „Зиас Машинери Поволжье“. Мы призываем других участников кластера также думать о расширении производств с учетом того, что резидентство ТОСЭРа можно получить и в других муниципальных образованиях республики».

В разрезе господдержки Минуллина перечислила несколько инструментов, на которых участники кластера смогли сэкономить. Лучше других в прошлом году с бюджетом поработал «Барс Технолоджи» Олега Коробченко — завод аккумуляторных батарей получил 247,5 млн рублей от минпромторга РФ и еще на 34,5 млн рублей от фонда развития промышленности (ФРП) субсидировал процентную ставку по кредиту. ФРП помог и ООО «РИАТ», выделив 53 млн рублей на производство автомобильных вакуумных погрузчиков.

«Есть и серьезные достижения производственного характера, — продолжила Минуллина. — Завод „Профтермо“ завершил модернизацию производства термической обработки путем приобретения нового оборудования и введения в эксплуатацию новых корпусов. Объем производства предприятия увеличился в полтора раза. УК „КОМ“ разработала и протестировала два вида вездеходов, выпустила пробные партии и на сегодняшний день приглашена к участию в конкурсе на создание образцов техники гусеничного типа для министерства обороны Российской Федерации. РИАТ за счет собственных средств закупил оборудование на 25 миллионов рублей и запустил в серию семейство новых спецавтомобилей. Первая партия уже работает в известной нефтегазодобывающей компании в Ханты-Мансийском округе, а одна из модификаций направлена в Монголию. „Росла“ закончила год с приростом на 10% по натуральным показателям».

Внимания Минуллиной удостоился также «Ремдизель» — ремонтный завод из орбиты влияния КАМАЗа, который в прошлом году вложил 154 млн рублей в расширение производства и собирается инвестировать еще 500 млн, в том числе 350 млн — в модернизацию производства запчастей. Кроме того, руководитель АИР поделилась новостью о том, что переработчик шинных отходов ООО «Бонус-Кама», который еще год назад метался между ТОСЭРами Челнов и Нижнекамска, в итоге пойдет первым эшелоном в Менделеевск. Завод по изготовлению регенератора вторичного каучука из шинных отходов заявлен на второй квартал 2019 года. Призвав участников кластера активнее обращаться за господдержкой, Минуллина поставила задачу больше работать на экспорт и обращать особое внимание на новые национальные проекты, встраиваясь в которые, можно зарабатывать.

КЛАСТЕР ПЕРЕТАЧИВАЕТСЯ ПОД НАЦПРОЕКТЫ

Итоги работы кластера изнутри осветил председатель его Правления Сергей Майоров. Общий годовой оборот свыше 300 предприятий кластера он оценил на уровне 600 млрд рублей, отметив, что это крупнейший из промышленных кластеров в России. Майоров напомнил, что прописка в федеральном реестре промкластеров дает участникам возможность субсидировать до 50% расходов на импортозамещающие проекты. Миссию администрирования кластера спикер обозначил как продвижение продукции за пределами Татарстана и России, работу с бюджетными инструментами поддержки и трансфер технологий. «Что мы сегодня научились делать для вас — это и участие в выставках, бизнес-миссии, дни поставщиков», — перечислил Майоров.

Согласно сводке, за прошлый год его команда организовала для машиностроителей пять бизнес-миссий и столько же дней поставщиков, а также участие в 38 промышленных выставках и форумах. В результате было подписано 85 соглашений между местными компаниями и их контрагентами — как региональными, так и иностранными. «У нас на сегодняшний день подписаны соглашения с партнерами из 19 стран и 62 субъектов федерации. Сегодня у нас работают шесть проектных менеджеров, которые сопровождают компании с точки зрения продвижения их продукции и полностью занимаются привлечением финансирования в те проекты, которые реализуются на территории республики».

Майоров тоже поделился свежей новостью: накануне стало известно об отмене постановления правительства РФ №41 — одной из программ господдержки, по которой предприятия Татарстана за прошлый год получили 744,5 млн рублей. Основные бенефициары — уже упомянутый «Барс Технолоджи» и завод «Алабуга-Волокно», который взял 497 млн рублей. Теперь вместо постановления №41 поддержка кластеров будет формироваться через дополнение к другому постановлению №1119, которое касается работы индустриальных парков. «У нас времени только до 1 марта, чтобы подать все предложения — какими вы видите субсидии, которые вам нужны. Вы, как участники кластера, сохраните возможность получать субсидии, но будет лучше, если они будут привязаны к вашим производствам», — сказал Майоров. В раздаточном материале участники заседания могли найти анкету с видами проектов, условиями и характеристиками их реализации, которые, по мнению производственников, нуждаются в возмещении финансовых затрат из бюджета.

Майоров также затронул некоторые организационные вопросы работы кластера: так, с 11 человек до 16 расширяется состав наблюдательного совета кластера, в который входят представители республиканских министерств и муниципалитетов. Изменится и состав правления. Если до сих пор структура кластера насчитывала 10 профильных комитетов, то теперь 7 из них предложено распустить, а 11 новых создать. Пертурбации обусловлены двумя причинами: во-первых, есть задача привести профили комитетов в соответствие с ориентирами нацпроектов, а во-вторых, первая версия структуры была, по признанию Майорова, скопирована четыре года назад со структуры союза машиностроителей России, которая не во всем оказалась актуальна. Наработав практику, кластер теперь знает, по каким направлениям надо работать и какие комитеты смогут этим заниматься.

АГРАРИИ ХОТЯТ ДОИЛЬНЫЙ АППАРАТ, ЭКОЛОГИ — МЕХАНИКУ ДЛЯ МСЗ

Задачи на текущий год машиностроителям поставили представители республиканских министерств — они поделились своими заявками по текущим проектам и традиционным потребностям. Так, замминистра сельского хозяйства по инженерно-технической политике Тальгат Тагирзянов обозначил, что минсельхоз ежегодно закупает техники на 5–6 млрд рублей, за последние три года приобрел 1,1 тыс. тракторов и 500 комбайнов, но обеспечение техникой все равно не превышает 60% от нормы, к тому же у половины машин вышел амортизационный срок. В Татарстане сегодня работает 14 производителей сельхозтехники, но они покрывают спрос не по всем видам техники. Чего остро не хватает минсельхозу, так это местного доильного оборудования — все оно закупается за рубежом.

«Может быть, кто-то заинтересуется? — выразил надежду Тагирзянов. — Мы всегда открыты для обсуждений. Спрос на эту технику стабильный по всей России. Кроме того, есть нехватка и менее сложных машин. В свое время завод „Элекон“ выпускал сеялки, а сегодня приходится покупать импортные, своих больше не существует. Раз машиностроительный кластер развит, почему бы не делать? Может быть, кто-то сумеет? Мы всячески поможем в подборе продукции».

Министерство экологии и природных ресурсов РТ устами начальника управления экономики и инвестиционной деятельности Тагира Валиева попросило производственников заняться узлами агрегатов для будущей инфраструктуры управления отходами — мусоросжигательного завода, экологических технопарков и прочего. Еще одним приоритетным по своей отрасли направлением Валиев обозначил производство модульных биологических очистных станций (БОС), что будет стимулироваться потребностями федерального проекта оздоровления Волги. Программа предусматривает установку муниципальных очистных для канализационных систем, расположенных в бассейне реки.

«Республика Татарстан участвует в нацпроекте „Экология“, — напомнил Валиев. — Из 11 федеральных проектов этого нацпроекта предполагается участие Татарстана в 7. На период до 2021 года республике из федерального бюджета уже подтверждено 4,8 миллиарда рублей на реализацию трех федеральных проектов. Это „Чистая вода“, „Сохранение лесов“ и „Оздоровление Волги“ — на последний проект выделяется самый крупный объем финансирования. Кроме того, в рамках федеральной целевой программы развития водохозяйственного комплекса до 2020 года министерство природы предоставляет субсидии российским организациям по кредитам, в том числе уже привлеченным». Валиев пояснил, что федеральный бюджет будет компенсировать часть процентов по кредитам в размере 60% от ключевой ставки Центробанка. На текущий момент это 4,65%. С 2012 по 2018 год по этой субсидии предприятия республики уже получили 1,45 млрд рублей.

Получили слово для выступлений перед машиностроителями и представители муниципалитетов-ТОСЭРов. По Набережным Челнам вся статистика уже озвучивалась не раз, поэтому интереснее было послушать, как справляются со своими задачами соседи. Радмир Беляев — замруководителя исполкома Нижнекамского района по инвестициям, МСП и ТОСЭРа, напомнил, что район обеспечивает 23% всей промышленной продукции РТ, 30% экспорта и хранит 18% производственных фондов. Беляев сообщил, что в настоящее время Нижнекамск сумел привлечь в свой ТОСЭР шесть резидентов, и в том году к своим инвестпроектам приступят еще 11 компаний. В работе остаются 49 инвестпроектов на сумму 35 млрд рублей, которые должны обеспечить району 3,5 тыс. рабочих мест. Пользуясь случаем, Беляев позвал участников в Нижнекамск на международный инвестиционный форум, который пройдет 11 и 12 апреля. Нижнекамцы ждут около 700 гостей и придумали форуму креативное название: «ЭТО ТО, СЭР!».

ПЕРЕВОЗЧИКИ НАЖАЛОВАЛИСЬ ОЛЕГУ КОРОБЧЕНКО НА НАЛОГОВУЮ

Чистопольцы отчитались о работе своего ТОСЭРа пока без особых подробностей, общими фразами, — особая территория здесь была создана недавно, хотя в ТОСЭР уже зашли 6 резидентов и еще 7 компаний готовят документы.

Любопытными нюансами поделился с аудиторией замглавы Менделеевского района Альберт Саттаров. Самый молодой татарстанский ТОСЭР, как выяснилось из неожиданного признания Саттарова, весьма эффективно готовился к получению статуса: к моменту подписания постановления город втрое расширил свою территорию и завел в границы «Аммоний».

«Мы занимались получением статуса с конца 2016 года и постарались вопреки действующему законодательству расширить границы муниципального образования. Мы увеличили его в три раза до 90 квадратных километров. Для понимания: компания „Аммоний“ ранее не была в составе городского поселения, а теперь включена. Мы постарались сосредоточить зарождающуюся промышленную зону менделеевского ТОСЭРа. Эта территория обладает всей необходимой инженерной инфраструктурой и запасом [земли]». Кто именно пойдет в ТОСЭР «Менделеевск» первым, кроме раскрытой Минуллиной «Бонус-Камы», Саттаров обозначать не стал.

Перчику в ход заседания подсыпал гендиректор ГК «Кориб» Коробченко, взявший слово как куратор комитета по модернизации грузового транспорта. Он для начала предложил свои услуги тому же минсельхозу, который жаловался на изношенную технику: «Кориб» занимается обновлением грузовиков на шасси «КАМАЗ» и «Урал» и готов сэкономить аграриям деньги, дав спецтехнике вторую жизнь. В агрокомплексе Татарстана задействованы около 4,5 тыс. «КАМАЗов», из них свыше 70% перешли возрастную отметку в 10 лет, но их можно недорого восстановить. Но изюминкой речи Коробченко стало его выступление в поддержку транспортных компаний.

«Большая просьба от предпринимательского сообщества обратить внимание на силовые и фискальные структуры, которые суперактивно проверяют и выдаивают из предприятий штрафы и налоги, — в жесткой форме высказался Коробченко. — Огромное количество предприятий уходит из нашего города в другие регионы. Это прямо бич. Ко мне обращается огромное количество транспортных предприятий, с которыми мы работаем. Три года назад они, наверное, грешили, но сейчас, с усилением законодательной базы, от этого все ушли, все начали чисто платить. Их за прошлые грехи наказывают так, что предприятия продают основные средства и уходят».

«А вы считаете, что если предприятие было недобросовестным налогоплательщиком, а потом исправилось, то — окей, невыплаченные налоги ему надо простить? — вклинилась в выступление Минуллина. — Слово „выдаивать“ по отношению к этим структурам я бы все-таки не использовала. Но если действительно есть какие-то административные барьеры и они носят массовый характер, то давайте вместе соберемся. У нас в Татарстане работа с силовыми структурами выстроена дружно и конструктивно».

Любопытно, что вопрос налоговых проверок именно в отрасли грузоперевозок оказался на повестке дня отчетного собрания машиностроителей. Корни озвученной темы, напомним, произрастают из совсем другой плоскости: в настоящее время в республике, и прежде всего в Челнах, набирает обороты целая кампания уголовных дел против грузоперевозчиков, настроивших внутри отрасли целую систему ухода от налогов. «БИЗНЕС Online» подробно писало череде уголовных дел, основными фигурантами которых стали владельцы компаний «ЛидерТранс», «Олимп», «Интек и Ко», и предупреждал, что перечисленными организациями чес по грузоперевозчикам не ограничится.

Источник: Деловая электронная газета «Бизнес Online»