+7 (8552) 53-07-07
«Самый российский из всех ныне производящихся самолетов»: казанский авиазавод выходит на серийный выпуск Ту-214
«Самый российский из всех ныне производящихся самолетов»: казанский авиазавод выходит на серийный выпуск Ту-214
17.11.2022

К 2027 году республика должна начать производить до 20 лайнеров для гражданских нужд. KazanFirst обсудил перспективы татарстанского авиастроения с экспертами и выяснил, почему Ту-214 получил вторую жизнь.

Казанский авиазавод должен изготовить 115 самолетов Ту-214 в 2023-2030 годах: в 2023 году – 3, в 2024 году – 7, в 2025 году – 10, в 2026 году – 15, в 2027-2030 годах – по 20. Соответствующую задачу поставил перед авиазаводом президент Татарстана Рустам Минниханов, возглавляющий совет директоров «Туполева» с сентября 2021 года. Дополнительно завод должен получить гарантированный заказ на производство 75 самолетов. 

– Уже подписан контракт на четыре самолета с республиканским татарстанским заказчиком, – сообщил Минниханов во время ежегодного послания Госсовету.

Ранее генеральный директор госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов обращал внимание, что самолеты Ту-214 будут выпускаться без ущерба для программы производства бомбардировщика Ту-160. Также на данный момент известно, что первым после многолетнего перерыва заказчиком гражданских самолетов Ту-214 станет татарстанская авиакомпания «ЮВТ Аэро». 

По словам Чемезова, лайнеры очень востребованы у перевозчиков. По мере увеличения производства пассажирского самолета МС-21 Ту-214 могут использоваться в дальнейшем для перевозки грузов.

– По мере увеличения производства МС-21 выпуск Ту-214 будет снижаться. Но этот самолет может, например, пополнить парк машин для грузовых перевозок. Кроме того, сейчас он достаточно востребован не только у пассажирских авиакомпаний, но и в качестве бизнес-джета. Мне звонят и спрашивают насчет него, – сообщил Чемезов.

Напомним, что на данный момент в России есть два рабочих проекта по созданию гражданских самолетов помимо Ту-214: производство ближнемагистрального Sukhoi Superjet и среднемагистрального МС-21. 

Ту-214 будет возрожден с умеренными доработками

Исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев напомнил, что самолет Ту-214 был создан в 1990-е годы с опорой на технологический уровень 1980-х годов, когда широкого использования импортных комплектующих не предполагалось, хотя некоторые изделия были выпущены на территории Украины. За минувшие десятилетия самолеты нового производства совершенствовались и, в том числе, получали различное приборное оборудование и комплектующие иностранного происхождения. Поэтому ответить точно на вопрос, использовались ли при производстве самолета иностранные комплектующие, нельзя – нужно оценивать комплектацию каждого конкретного воздушного судна.

– Но в принципе можно утверждать, что даже если в конструкции Ту-214 и встречаются те или иные импортные комплектующие, заменить их отечественными аналогами, очевидно, вполне возможно, – предположил эксперт.

Пантелеев также не исключает, что стоимость самолетов Ту-214, выпускаемых темпом в 10-20 штук в год, будет дороже, чем сопоставимых по размерности аналогов, тиражируемых сотнями экземпляров в год. 

– Затраты на освоение производства тоже будут оказывать давление на себестоимость новых машин. Но стоит напомнить, что и президент России Владимир Путин, и вице-премьер правительства России Денис Мантуров заявляли, что на стоимости авиабилетов это не скажется благодаря мерам поддержки продаж новых самолетов, – заметил эксперт. 

Специалист полагает, что Ту-214 будет возрожден в варианте с умеренными доработками, которые можно реализовать предельно быстро. Не стоит забывать, что самолет был создан в 1980-1990-е годы и выпускать его без малейших изменений нет смысла. В более отдаленной перспективе можно было бы ожидать перехода на новую кабину с двухчленным составом экипажа, радикального обновления салона и других новшеств. Но всякий раз нужно оценивать целесообразность таких изменений, напомнил Пантелеев.

– Главное достоинство Ту-214 – его выпуск можно наладить достаточно быстро. Следовательно, терять это преимущество за счет глубокой модернизации нельзя, – сказал эксперт. 

Сможет ли Казанский авиационный завод достичь поставленных целей – зависит от реальных мер поддержки авиапрома, решимости правительства Татарстана и позиции авиакомпаний, уверен Пантелеев.

– В постсоветский период планы по выпуску самолетов «Ту» для коммерческих эксплуатантов постоянно срывались. Поэтому отвечу, что в теории, при максимальном напряжении всех ресурсов и сил, это возможно. На практике... слишком много разных факторов, каждый из которых может оказаться для программы Ту-214 негативным, – рассуждает эксперт. 

Объем производства будет определяться рыночным спросом, а рыночный спрос будет зависеть от многих факторов, в том числе от успехов в освоении производства МС-21-310, от успехов российских авиакомпаний в освоении ремонта самолетов иностранного производства, от ценовых параметров, от качества послепродажного обслуживания, от стоимости реконструкции производства под серию более 20 машин в год. В краткосрочной перспективе вероятность того, что надо будет больше самолетов, существует, в среднесрочной перспективе она пока не просматривается.

– МС-21-310 проходит сертификационные испытания, при этом параллельно идут работы по импортозамещению порядка 80 различных систем этого самолета. Можно констатировать, что ставка на МС-21 сделана. Но Ту-214 – это и самолет, который может выйти на линии раньше, и самолет, который может занять специфичную нишу полетов на дальние расстояния на маршрутах с небольшим пассажиропотоком, где ставить широкофюзеляжные лайнеры невыгодно. Поэтому руководство отрасли решило, что Ту-214 нужно возрождать, – пояснил Пантелеев.

– Полное импортозамещение возможно, но надо ответить на два вопроса. Во-первых, какой ценой (и с точки зрения стоимости, и с точки зрения сроков) оно дастся? Во-вторых, нужно ли замещать поставщиков из стран, не поддерживающих антироссийские санкции? Следовательно, всякий раз нужно оценивать, стоит ли импортозамещать ту или иную систему или найти для нее альтернативного зарубежного поставщика? – обратил внимание собеседник.

«Технологии не утеряны»

Председатель правления Машиностроительного кластера Татарстана, сопредседатель реготделения «Партии Роста» Сергей Майоров пояснил, что самолеты МС-21 и Ту-214 закроют разные ниши. В нынешней ситуации, когда импортные самолеты перестали поставляться и обслуживаться, любой новый самолет – это большой плюс.

– Понятно, что он не самой новой разработки, но нельзя сказать, что мы их не выпускали. Их выпускали каждый год, и их заказывал один и тот же заказчик. Технологии не утеряны. Единственное, что нужно учесть: если раньше выпускали небольшое количество самолетов, то сейчас нужно сделать резкий рывок для того, чтобы обязательства, которые получил Татарстан, были выполнены, –  подчеркнул Майоров. 

К тому же эксперт считает, что для Татарстана это возможность увеличить бюджет республики за счет налогов и занятости населения. Учитывая, что это разработка не сегодняшнего дня, процент локализации достаточно высокий.

– Сейчас самое главное - суметь нарастить мощности и наладить производство комплектующих, выстроить технологическую цепочку, потому что одно дело выпускать по одному самолету, другое – выпускать по 20, – сказал Майоров.

Аналитик ФГ «Финам» Наталия Пырьева полагает, что цель в 20 самолетов в год вполне реальна, поскольку самолеты Ту-214 не выходили из производства насовсем, а выпускались в специальных модификациях для различных госструктур России в количестве одна-две машины в год. Соответственно, завод продолжал работу, но в меньших масштабах. Сейчас же стоит задача эти масштабы расширить, привлечь большее число специалистов, что глобально для российской промышленности и экономики в текущих сложных реалиях будет долгосрочным драйвером для роста.

– На данный момент Ту-214 для специального летного отряда состоит только из отечественных компонентов – авионика, инерциальные системы, системы слежения, навигации, двигатель. Есть модификации, в которых присутствуют зарубежные компоненты, но их доля невелика, поэтому мы оцениваем Ту-214 как самый российский из всех ныне производящихся самолетов, – сказала эксперт. 

Пырьева заметила, что по техническим характеристикам Ту-214 не отличается от самых последних Boeing 737-800 и Airbus 321. Есть нюанс с двигателем ПС-90А, который потребляет больше топлива в сравнении с американскими и зарубежными двигателями, но, с другой стороны, он сертифицирован Межгосударственным авиационным комитетом и полностью отвечает международным требованиям. 

– В то же время уже освоено производство современных экономичных и экологичных двигателей ПД-14, поэтому есть потенциальная возможность заменить ПС-90А, что повысит технические характеристики Ту-214, – сообщила эксперт.

Производство Ту-214 встало в свое время из-за того, что российские авиакомпании перестали эксплуатировать отечественные самолеты, а стали брать в лизинг Boeing и Airbus, хотя Ту-214 не уступали в качестве мировым гигантам авиапрома. Почему так случилось, Пырьева считает, рассуждать бессмысленно. Вместе с этим она видит сложности, связанные с производством более современных отечественных самолетов в виде SSJ и МС-21. Решение в отношении возобновления производства Ту-214 было принято, вероятно, в связи с регулярными отсрочками и возникновением новых проблем по другим ВС России.

– По нашим оценкам, это разумное решение – доработать и улучшить отличный самолет, состоящий из отечественных комплектующих, который сможет заменить зарубежные аналоги, обладая идентичными техническими характеристиками, – резюмировала эксперт.

Источник: KazanFirst